Burmester B50

Немецкая компания Burmester, несмотря на почтенный возраст, начала производство акустических систем под собственной маркой лишь полтора десятка лет назад. Тем не менее, в настоящий момент они присутствуют в модельном ряду фирмы, что называется, в ассортименте. В этот раз наш выбор пал на модель В50 как наиболее компактный вариант конструктивной копии флагмана В100. Эти АС впервые появились в линейке компании в 2003 году и получили такой отклик у пользователей и в прессе, что продолжают выпускаться до сих пор.

Конструкция

В отличие от большинства других моделей под этой маркой, получающих свои названия исходя из даты начала производства и положения в текущей линейке, ряд акустических систем имеет собственную маркировку. Аналогично индексам моделей самолетов, в качестве первого символа используется заглавная буква имени компании-производителя. Параллель с самолетостроением в названии этих моделей не случайна: все они в своей конструкции повторяют форму… крыла авиалайнера.

Внешний корпус АС с выпуклыми боковыми стенками изготовлен из MDF толщиной в З/4 дюйма, а в нем установлены независимые отсеки для НЧ-динамика, СЧ/ВЧ-блока и кроссовера. Колонка, по всей видимости, собирается «со спины», которая крепится в последнюю очередь посредством 22 болтов.

НЧ-динамик с плетеным стекло-пластиковым диффузором диаметром 160 мм имеет литую металлическую корзину, которая, в свою очередь, шестью болтами прикручена к боковой стенке корпуса АС… изнутри, так что снаружи видны только шляпки забивных гаек (а отнюдь не банальные само-резы). Диффузор приводится в движение звуковой катушкой длиной 18 мм, намотанной на каптоновом каркасе диаметром 35 мм, рабочий ход при этом составляет ±7 мм. Внутренний объем НЧ-отсека — 50 л, акустическое оформление — щелевой фазоинвертор с переменным сечением, что позволяет минимизировать призвуки воздушной струи. Изнутри отсек задемпфирован фетровыми пластинами, чья толщина строго рассчитана и варьируется в зависимости от места расположения. В качестве защитной решетки используется часть внешней стенки с горизонтальными пропилами.

Пара СЧ-динамиков оснащена диффузорами диаметром 80 мм из многослойного материала Hexacone производства немецкой компании Eton с алюминиевыми каркасами звуковых катушек. Акустическое оформление каждого динамика — закрытый ящик объемом 1,3 л с демпфированием посредством хлопкового наполнителя.

Наконец, в качестве ВЧ-динамика используется ленточный излучатель из материала Kaladex площадью 15 см2 и с неодимовой магнитной системой. Его изготовлением по спецификациям Burmester занимается еще одна немецкая компания — FLAC.

СЧ/ВЧ-блок со стороны передней панели дополнительно усилен алюминиевой плитой толщиной 12 мм (к которой, кстати, и крепится твитер); кроме этого, отверстие в плите напротив ВЧ-динамика является также и звуко-водом для него. Решение достаточно странное, поскольку диаграмма направленности ленточного излучателя и так не отличается своей широтой, а в данном случае еще и дополнительно ограничивается, но окончательно судить о целесообразности подобной конструкции можно будет лишь на основании прослушивания.

Кроссовер, как уже указывалось ранее, также расположенный в собственном отсеке, имеет общую массу порядка 12 кг, собран на печатных платах с толщиной дорожек 105 мкм и делит поступающий сигнал на частотах 180 и 2000 Гц фильтрами Баттерворта с крутизной 12 дБ/окг. НЧ- и СЧ-динамики подключены медными многожильными проводами (сечением 10 и 4 мм2 соответственно), а ВЧ-излучатель — серебряным кабелем в «четыре квадрата». «Территориально» кроссовер расположен на дне АС; туда же, на днище, с целью минимизации пути сигнала выведены и клеммы для подключения к усилителю. Следует учесть, что предназначены они исключительно для «лопаток» либо же экзотических угловых «бананов», а если возникнет желание использовать, скажем, bi-wiring, то желательно, чтобы НЧ-отводы этого кабеля были сантиметров на 10-15 длиннее аналогичных ВЧ, поскольку места для коммутации там не так уж и много. Зато эстетическая сторона явно на высоте.

Интересно, что после поступления на фабрику все динамики прогреваются сигналом поминальной мощности в течение недели (НЧ/СЧ — 10 Гц, ВЧ — розовый шум), и только после этого подбираются в пары для АС. Таким образом, убиваются сразу два зайца: достигается идентичность параметров в рамках пары АС с разбросом менее 0,5 дБ и пропадает необходимость в длительном прогреве колонок перед началом прослушивания.

Рекомендованное минимальное расстояние между АС в комнате прослушивания 2,5 м, оптимальное — 3,5 м, при этом в стандартном варианте расположения НЧ-динамики должны быть направлены внутрь. Расположение динамиками наружу допустимо только в случае наличия между колонками какого-либо неустранимого препятствия — например, мебели. АС не являются магиитоэкраиироваипыми, поэтому желательно соблюдать дистанцию хотя бы в полметра с любыми магниточувствителыгыми устройствами. Колонки могут по желанию устанавливаться на 3 или 4 шина (остро- либо тупоконечных). В варианте с тремя шипами обеспечивается большая стабильность, но меньшая площадь опоры — и наоборот. В нашем случае корпуса АС имеют отделку шпоном из макассара — это один из сортов черного дерева. Изготовлены колонки в Германии.

Тест Burmester B50

Рекомендации производителя по расстановке АС было решено проверить на практике, и первым испробованным оказался вариант «НЧ-дина-миками наружу», то есть наперекор инструкции. Сразу обращает на себя внимание то, что колонки почти не привязывают к себе звук, причем без особого ущерба для равновесия тонов и стерео-панорамы их можно слушать и стоя, и прохаживаясь по комнате (что совсем неожиданно, учитывая конструкцию ВЧ-излучателя и способ его установки). Немного странной только кажется виртуальная сцена, а точнее — излишне вогнутый внутрь центр переднего плана. Звучание ровное, хрустально-чистое и прохладное на верху частотного диапазона и более теплое, но не всегда мощное и энергичное на басах. Ему присуща детальность, которая точно выверена: она не перегружает восприятие, при этом способна удивить большим количеством штрихов. Середина тональной шкалы видится чистой и пустоватой; это, впрочем, нисколько не влияет на то, что процесс прослушивания представляется захватывающим, — и без тени сомненья можно у себя фиксировать появление вовлеченности.

Обмен местами левой и правой колонки, то есть расстановка в соответствии с рекомендациями, принес более интересные результаты, а именно возросшую ширину субъективно воспринимаемой «сцены», приблизившийся передний край (но еще не «перешагивающий» передние плоскости колонок) при сохранении глубины, которая не поразительна, но убедительна и устойчива. Общий виртуальный объем в пределах одного произведения сохраняется неизменным, он не имеет зависимости от скоротечных обстоятельств — например, перемены количества звучащих инструментов или динамических перепадов. В данной стабильности видится большой плюс, неизменная акустическая обстановка позволяет просто забывать о ней (конечно, если не переключать намеренно свое внимание на это пространственное обрамление). Уже упомянутые особенности звучания в разных диапазонах оказывают влияние на ощущение грандиозности музыкальных замыслов, но в достаточно сильной мере на восприятие также влияет и явное присутствие инструментов, имеющих четкое положение, что уравновешивает порыв встретиться с более «крупным» и драматичным ходом повествования.

Следующая музыкальная программа, имея иную жанровую направленность, открыла вполне мощный бас (в записи он немного преувеличен, но нам-то и нужно было удостовериться в наличии у АС способностей предъявить это) — и благодаря такому скользящему и раскачивающемуся басу очень хорошо передается заводное музыкальное содержание. Есть сдержанность в скорости и бочки, и малого барабана ударных, которые хотелось бы наделить большей внезапностью появления. Низкие тоны тарелок почти не слышны, более привычный же для слуха шелестящий, «распушенный» верх получается отчетливым и ясным. Степень восторженности могла бы быть выше, когда звучание приобрело бы большую контрастность среди звуков, сильно различающихся но громкости. Пробуя разные записи и стили, можно отметить, что желание увеличивать время от времени уровень громкости не пропадает совсем и не оказывается однократным. В большей степени это справедливо для оркестровой музыки, нежели для жанров, менее чувствительных к динамическим оттенкам. Округлое проявление обертонов натуральных инструментов в общей палитре мало влияет на высокую достоверность тембров, но может «подъедать» пространство — звучание больше тяготеет к уютной и доверительной трактовке, нежели к циклопическим и нескромным выпадам.

Оркестр воспринимается ближе обычного, при этом кажущееся приближение не делает его инструменты и его общую занимаемую на сцене площадь пропорционально крупнее. Отдельные музыкальные фразы и короткие диалоги воспринимаются отчетливо и не требуют усилий для своего прочтения в общей гамме большого состава звучащих инструментов. В целом же музыка далека от пугающе-огромных очертаний и чрезмерной, нарочитой сложности. Напротив, она открыта и доходчива, ее содержание легко воспринимается — а это важно для меломана, заинтересованного в совершенствовании своего вкуса и знакомстве с произведениями, богатыми на музыкальные события. С другой стороны, ни о каких упрощениях речь не идет: звучание по-настоящему благородно и посему избавлено от излишне эффектных трюков и голографически зрелищых фокусов, чем могла бы грешить аудиотехника более низкого уровня в расчете на сиюминутную «убедительность». Обладая своими характерными чертами (которые, заметим, быстро исчезают из поля зрения как далеко не самые определяющие), звучание акустических систем буквально вызывает привыкание — и способно надолго захватывать внимание даже опытного и весьма искушенного слушателя.

Модуль (красным) фаза (синим) полного входного сопротивления

Ровный, как по линейке, модуль и крайне малые отклонения фазы полного входного сопротивления Burmester В50 указывают на наличие компенсирующих цепей в схеме разделительного фильтра. Судя по всему, для всех громкоговорителей RC-цепочки устраняют влияние индуктивности звуковых катушек, а дополнительная компенсирующая цепь вырезает второй «горб» резонанса фазоинверсного НЧ-оформления. Если первый прием встречается более или менее часто (из протестированных в AM компенсацию неравномерности импеданса можно было наблюдать, например, у Canton М80 и др.), то второе решение нам еще не встречалось. Частота настройки фазой нвертора, судя по всему, лежит около 35 Гц.

При этом номинальное сопротивление этих АС составляет 4 Ом (с минимумом около 4,3 Ом и практически рези-стивным характером нагрузки). Особых проблем с совместимостью с усилителями возникнуть не должно.

Технические характеристики Burmester В50

Частотный диапазон, ±3 дБ 30 Гц — 25 кГц
Номинальная подводимая мощность 200 Вт (розовый шум)
Чувствительность, 2,83 BY1 м 89 дБ
Уровень звукового давления 115 дБ
Импеданс 4-8 Ом
Габариты 220x1150x361
Масса мм 38 кг