Мыльница или зеркалка?

Казалось бы, что еще можно написать на эту тему? Вроде бы сто раз уже рассказали, чем отличаются компактные камеры от зеркальных, и все равно с завидной периодичностью у меня просят совета: хочу купить себе (жене, сыну) фотоаппарат, посоветуй, что лучше?

Обычно подобные статьи начинаются с истории развития фотографии или подробного разбора типов камер, насчитывая пару десятков разновидностей, и примерно на пятой из них неискушенный читатель начинает зевать, смотреть, сколько еще текста ему осталось прочитать и когда же уже начнутся конкретные советы. Поэтому перейдем сразу к ним.

Раз вы задались вопросом выбора между «мыльницей» и зеркалкой, то, скорее всего, «мыльница» у вас уже есть или была, а вот зеркалки еще не было. И вы думаете, стоит ли она своих денег? Не тяжело ее будет таскать? Сможете ли вы, не тратя время на долгую и нудную учебу, сразу фотографировать ею значительно лучше, чем «мыльницей»? И чем вообще плохи компакты?

Начнем с последнего. И закончим ответом на первый вопрос, поскольку он самый трудный.

Компактные камеры

Самое неприятное в компактных камерах — это то, что они тормозят. Вы нажимаете на кнопку спуска — и ничего не происходит. Вы заглядываете в объектив камеры, чтобы понять, все ли в порядке, и тут она наконец фотографирует. Первый ваш снимок — это ваше удивленное лицо. На это можно возразить, что прогресс не стоит на месте, и время срабатывания постепенно уменьшается, но факт остается фактом — компактные камеры фотографируют не сразу. А это означает, кроме всего прочего, что снимок может получиться смазанным, что в кадр попадет не то, что вы хотели, а кто-то другой, и что у вас в конце концов разовьется синдром Туретта. Ну ладно, насчет Туретта я пошутил.

Единственное заметное преимущество «мыльниц» перед зеркалками (помимо небольших размеров и веса) в том, что даже самая дешевая компакт-камера может фотографировать с близкого расстояния, то есть производить микросъемку. Что очень нравится начинающим фотографам — цветочки
и божьи коровки получаются потрясающе. Однако дальше начинаются сплошные проблемы.
«Мыльницы» не любят темноту. Фотографии выходят шумными и нерезкими. А по меркам компактных камер любое помещение — это темнота. Если на улице сумерки — это темнота. Тучи — это тоже темнота. То есть темнота — это все, что не совпадает с понятием «яркий, солнечный день». Но если фотографировать в яркий, солнечный день, то снимки получаются неприятно засвеченными. То есть «мыльнице» никогда не нравится свет — то его слишком мало, то слишком много. И попасть в такое освещение, которое бы оказалось в самый раз, крайне сложно.

Если пользоваться встроенной вспышкой, то на фотографиях вы получаете испуганных вампиров с красными глазами, особенно зловеще выходят собаки и кошки. Если включена система подавления красных глаз, то вместо вампиров получаются зомби с плоскими лицами и пустыми глазницами. Даже не знаю, что хуже.

Кок правило, на снимках, сделанных компакт-камерами, напрочь отсутствует глубина. Из-за дешевой оптики и малого размера матрицы все предметы и существа кажутся нарисованными плохим художником, без перспективы, объема и перемен резкости. Если вы сыты по горло всеми этими неприятностями, но все еще не хотите сдаваться, апеллируя к суперзумам, то сейчас я вам расскажу про суперзумы.

Суперзумы — это те же самые «мыльницы», но выглядят они почти так же, как зеркалки, только немного меньше и легче (хотя, в последнее время и этот параметр перестал быть столь очевидным). В суперзумах стоит не такой примитивный объектив, как в «мыльницах», но все равно неважный. У них больше разных настроек, с которыми можно поиграться, но дальше игр дело не заходит — вы можете только сделать плохой снимок немного другим, но тоже плохим. Задержка в срабатывании тоже никуда не делась.

Единственная радость — в суперзумах обычно есть суперзум. То есть вы можете издалека фотографировать людей так, чтобы они об этом не знали. Для нутуралистов самое то. Ну или если вы любите птичек.

Наконец, есть еще один вариант: камеры формата Micro 4/3. Их всего-то существует несколько моделей — серия Olympus PEN и Panasonic Lumix DMC-G1. Это не зеркальные камеры, но у них есть сменные объективы и большая матрица, что означает гораздо лучшее качество снимков при компактном размере. У них нет системы зеркал и видоискателя — изображение, как в «мыльницах», выводится на ЖК-экран, за счет этого экономится место внутри камеры, и сама камера становится легче. Но стоят таким камеры довольно дорого — сопоставимо с зеркалками даже не самого начального уровня. Поэтому такой класс камер — скорее, для уже искушенных фотографов, открытых для экспериментов, или же для оригиналов, у которых водятся деньги. Если вы чувствуете себя такими, то, пожалуй, это неплохой выбор. Напоследок, ради справедливости, стоит перечислить еще несколько преимуществ компакт-камер перед зеркальными.

Во-первых, это, конечно, стоимость. Во-вторых, универсальность — можно снимать практически все что угодно, и для этого не нужно иметь здоровенный футляр с четырьмя объективами для разных целей, блоком питания и кучей других аксессуаров. В-третьих, компакт не требует сложного обслуживания и невероятно бережного отношения, коих требуют зеркальные камеры (чтобы вы ни делали, в зеркалках очень быстро появляется пыль, и с ними всегда больше хлопот). В-четвертых, скорость готовности: достал из кармана и сделал снимок — это точно не про зеркалки, именно поэтому многие профессиональные фотографы таскают в кармане суперкомпакт. Итак, когда все основные точки над буквами немецкого алфавита расставлены, предлагаю перейти к следующему пункту нашей программы.

Зеркальные камеры

DSLR (Digital Single Lens Reflex), или зеркальные камеры — это камеры со сменными (в подавляющем большинстве случаев) объективами, изображение с которых передается через сложную систему зеркал в видоискатель, а в момент фотографирования — на матрицу. Зеркалки свободны от всех вышеперечисленных недостатков компактных камер, за исключением, может, светочувствительности — здесь все зависит от объектива, но даже самый дешевый и простой сменный объектив лучше любого встроенного. Не всегда, но как правило.

Конечно, зеркалки дороже компактов. Но в последнее время эта разница неуклонно уменьшается, и уже нередко самые дорогие «мыльницы» и суперзумы стоят столько же или даже больше, чем зеркальные аппараты начального уровня. А «начальный уровень» для зеркалок — это весьма условное выражение. Грубо говоря, любой зеркалкой можно делать снимки профессионального качества. То есть такие, которые можно публиковать в журнале или отсылать на конкурсы и выставки.

Конечно, тут следует оговориться. Если у вас необыкновенный талант к фотографии, то вам в принципе все равно, чем снимать — самой навороченной зеркалкой или самой дешевой «мыльницей»: снимки все равно будут потрясающими. Но таких среди нас — единицы. А хорошо и просто фотографировать можно только такой камерой, которая технически это позволяет. То есть, только зеркальной.

Таким образом, мы переходим к ответу на следующий вопрос: трудно ли научиться хорошо фотографировать зеркальной камерой? Понятное дело, когда у вас «мыльница» вы не задумываетесь ни о чем таком, что интересует фотографов в момент съемки: свет, композиция, баланс белого и так далее. Обретение хорошего фотоаппарата накладывает на вас непосильные обязательства помнить обо всем этом. Иначе стоило ли все это затевать?

Вообще-то стоило. Большинство начинающих фотографов бывают потрясены, как сильно улучшились их снимки только оттого, что они стали обладателями новенькой зеркалки Canon или Nikon. Многие из них даже начинают думать, что они прирожденные фотографы, регистрируются на фотосайтах и заводят галереи со своими высокохудожественными снимками паутинок с капельками росы или собственных ног. Вот как меняют жизнь бездушные железки и стекляшки.

Другими словами, можно и не учиться. Но чтобы было меньше брака в снимках и на фотографиях выходило то, что вы задумали, а не то, что получилось само — для этого нужно знать некоторые основы фотографирования. Тут мы уже выходим за рамки статьи о выборе камеры своей мечты и предлагаем вам посетить один из примерно миллиона специализированных сайтов для фотографов, где вам всякий объяснит, в чем вы неправы, даже если вы абсолютно с этим не согласны. Итак, стоит ли зеркалка своих денег? Мне кажется, вы уже получили ответ на этот вопрос. В тот момент, когда задались им.

Время срабатывания

На самом деле основную часть времени — от нажатия на кнопку спуска до получения снимка — любая камера в режиме автоматической фокусировки тратит на наведение резкости на выбранном вами объекте. Процесс этот оптико-электро-механический и независимо от того, зеркалка у вас в руках или компактная камера, выполняется он по одной схеме: электроника камеры подстраивает фокус объектива таким образом, чтобы в точке фокусировки получить максимальную контрастность изображения. Звучит, можег быть, сложно. но нам лишь важно знать, что скорость фокусировки напрямую зависит от того, насколько хорошо освещена сцена — чем больше света, тем быстрее фокусируется камера. Например, на улице е солнечную погоду номпакты будут фокусироваться очень быстро, а в темном помещении клуба и очень крутая зеркальная камера может долго ерзать объективом туда-сюда, пытаясь найти хоть какой-нибудь объект для фокусировки. В равных условиях освещенности профессиональная камера с хорошим светосильным объективом, безусловно, выиграет по скорости фокусировки у компактной камеры. Но. например, установите на хорошую зеркальную камеру простенький объектив с низкой светосилой — и вы практически уравняете ее с компактом.

Матрица

Основные параметры матрицы -это ее размер и разрешение. Само собой, чем эти параметры больше, тем лучше. Особенно размер, потому что 15-мегапиксельные. например, матрицы сейчас разве что в телефоны не встраивают, и сам по себе этот показатель практически ни о чем не говорит. С маленьким размером матрицы и пластмассовой оптикой даже огромные по размеру снимки все равно получаются, будто скриншоты с экрана телевизора. Чем ближе размер матрицы к размеру кадра обычной фотопленки (36×24 мм), тем лучше. Но такие матрицы очень дорогие л используются только в старших моделях зеркальных камер (типа Canon ID или Nikon D3s). Наконец, есть еще и такой важный параметр, как возраст: матрицы, изготовленные по новейшим технологиям, гораздо менее «шумные» и лучше передают цвета, чем те, которые были выпущены еще два-три а назад.

Объектив

Зеркальные камеры продаются как с ним. так и без него. Если вы пока не очень понимаете, в чем разница между объективами. имеет смысл купить камеру с объективом, но имейте в виду, что в комплекте.

как правило, идут самые дешевые объективы (по крайней мере, в нашей стране). Более продвинутые или лучше соображающие фотографы покупают камеру без объектива, экономя на этом несколько десятков долларов, и объектив приобретают отдельно. Объективов очень много, и все они разные, но делятся на две группы: с зумом и без. Те. что с зумом, более удобные — понятно, почему. Но зато те. что без зума. — более светочувствительные при меньшей цене. Хорошо, конечно, иметь несколько объективов на разные случаи жизни, но если вы пока не готовы тратить деньги, не понимая толком на что. но при этом хотите более-менее приличный объектив, то вот вам универсальные параметры: купите себе объектив со значениями фокусировки примерно 28-105 (зум рассчитывается простым делением большего значения на меньшее, то есть а данном случае он равен 3.75) и значениями диафрагмы не больше 3,5-4.5.

Светочувствительность

Этот параметр обозначается буквами ISO. Чем он выше, тем более светочувствительна матрица камеры, то есть ей требуется меньше света для производства качественных снимков. Что в свою очередь означает, что вы сможете снимать в условиях плохой освещенности (см. абзац про темноту), а также лучше фиксировать быстро движущиеся объекты (например, высоко подпрыгнувшего кота). Часто повышение значения ISO влечет за собой больший шум матрицы, когда на снимке появляются вместо сплошного темного цвета большое количество разноцветных точек. Поэтому сам по себе этот параметр может ни о чем не говорить, но все же обращайте на него внимание при выборе камеры.

Баланс белого

От этого параметра зависит, насколько естественными будут цвета ваших фотографий. Большинство людей вообще не задумываются над этим и принимают как должное, когда на снимке вместо радостных розовых лиц собственных детей они видят безобразно синие, отвратительные рожи восставших из ада Но для остальной части человечества, не страдающей дальтонизмом, отметим, что на этот параметр нужно обязательно обращать внимание как при выборе камеры, так и при каждом спуске затвора. Чем больше значений этого параметра предусмотрено в камере, тем лучше. Ручная настройка и выбор между цифровыми значениями, выраженными в кельвинах — вообще хорошо.

Стабилизация изображения

Технологий стабилизации изображения существует несколько, и у разных брендов называются и реализуются они по-разному. Безусловно, возможность получить качественный снимок в условиях недостаточной освещенности — это круто, вопрос лишь в том. всегда ли нужно за это платить. Если вы выбрали камеру, в которой используется технология стабилизации, то. скорее всего, не только она повлияла на ваш выбор, а целый ряд других факторов. Но вот если вы выбираете объектив со стабилизатором, то хорошо бы точно представлять себе, как вы будете использовать эту технологию. Например, если вы планируете постоянно снимать концерты в клубах (света там всегда мало, а штатив использовать чаще всего невозможно), понятно, что стабилизация просто необходима. Если же у вас нет подобной четко сформулированной задачи, то стоит десять раз подумать, прежде чем купить гораздо более дорогой, технически сложный (а значит, существенно менее надежный) обьектив с функцией, которую вы. возможно, не будете использовать.

Смазанный снимок

Для того чтобы снимок получился резким, без так называемой «шевеленки», необходимо, чтобы выдержка была не больше значения, обратного фокусному расстоянию. Например, при фокусном расстоянии 100 мм выдержка не должна быть больше 1/100 секунды. Отмечу, что эта формула справедлива для так называемых «полнокадровых» 35-миллиметровых камер, и чтобы получить верные значения для большей части недорогих зеркалок и компактов, фокусное расстояние необходимо умножать на коэффициент, который обычно указывается в инструкции в разделе технических характеристик. Ну а совсем смазанный снимок у вас получится, если выдержка очень большая (от 0,5 секунды и больше) и снимаете вы без штатива — тут необычайные «волновые» эффекты гарантированы.

Мыльницы и глубина

«Мыльницы» очень неплохо справляются с макросьемной — чтобы добиться похожего результата, зеркальной камере понадобится приличный макрообьектив. Это связано с очень малыми реальными фокусными расстояниями обьективов компактных камер и. как следствие, высокой глубиной резко изображенного пространства (говоря проще — глубиной резкости). С другой стороны, именно это достоинство обращается для компактов в недостаток — они не могут создать снимок с малой глубиной резкости, а этот эффект очень часто применяется. например, в портретной сьемке (четкие черты лица и мягкая расфокусировка деталей фона). Даже полностью открытая диафрагма на компакте не даст сколько-нибудь заметно уменьшившейся глубины резкости, так что считайте, что это фича.

Сложный формат

Речь, конечно же. о RAW. Сложность заключается в том, что в отличие от JPEG снимок, сделанный в RAW. необходимо проявить (конвертировать), прежде чем показывает его кому-нибудь. Но, учитывая огромное количество существующих на данный момент программ и то, чго с нормальной камерой в коробке обычно лежит диск с бесплатным фирменным конвертером, дело это не такое уж сложное. И главное: если вас действительно волнует качество снимка, цветопередача и цвет как таковой, то снимать нужно только в RAW. Этот формат позволяет справиться с массой задач, которые трудно решить, если вы снимаете е TIFF, и невозможно — если в JPEG. Если вы хотите не просто снять и показать, а сделать хотя бы какую-то обработку фотографии — снимать нужно только в RAW: сделав снимок в JPEG, вы получите 8-битное изображение, и практически любая коррекция убьет снимок. Ну и сам процесс проявки часто оказывается не менее увлекателен, чем процесс сьемки.

В заключение

Для того чтобы делать потрясающие снимки, совсем необязательно знать физику света, оптику и прочие технические тонкости и вовсе не необходимо иметь крутую камеру. Технологии сделали массовым сам процесс получения изображения, а талантливому человеку все равно что у него в руках — дорогущая камера, китайский веб-глазок или спичечная коробка с крохотным отверстием посередине и светочувствительной пленкой внутри. Технологии просто позволяют нам быстрее обнаружить в себе талант фотографа и страсть к фотографии. Или же отсутствие и того, и другого.

3 Комментарии “Мыльница или зеркалка?

  1. Уведомление: Avgust
  2. Зеркалка в руках это хорошо, думаю ближе к осени себе прикупить.

Комментарии закрыты