Зазеркалье

Кто-то считает, что если он купит «зеркалку», то сразу станет снимать намного лучше. Кто-что думает, что снимает вовсе не фотоаппарат, а фотограф и техника вторична. Нужна ли лично вам зеркальная фотокамера и если да, то какая?

Что влияет на конечный результат?

Прежде всего, следует развеять заблуждение, что важна сама камера, а объектив вторичен. На конечный результат, то есть на фотографию, оптика оказывает как правило большее влияние, нежели само «тело». Недаром, часто объектив стоит дороже камеры! Фото, сделанное дешевой любительской камерой с хорошим светосильным объективом, по качеству будет лучше, нежели кадр, сделанный дорогой профессиональной камерой, но с худшим объективом.

Почему зеркальные камеры называются зеркальными?

Потому, что в таком типе камер есть зеркало, которое используется в системе видоискателя. Необходимо оно для того, чтобы видеть через видоискатель именно то, что снимаешь.

Чем зеркальная камера лучше компактной?

Однозначно сказать, что какой либо тип камер лучше — нельзя, потому что каждый тип лучше для своих задач. Многие десятилетия фотокамеры эволюционировали и все сказанное в этом абзаце — выводы на основании истории, так как никто не запрещает сделать компактную камеру с профессиональным управлением и такие случае в истории есть, однако, это скорее исключения.

Преимущество компактных камер (в простонародии «мыльниц») — малые габариты, простота конструкции и, соответственно, дешевизна.

Зеркальные камеры, кроме видоискателя, отличаются возможностью смены объективов, матрицей большего размера и другой «идеологией» управления. Они позволяют быстрее изменять настройки съемки, более гибки в использовании, позволяют получить результат именно тот, который задумали вы, а не автоматика (при умении, конечно).

Так ли важен видоискатель?

Важен. Особенно, если вы хотите использовать ручную наводку фокуса — с маленьким и темным видоискателем навестись будет крайне трудно даже при хорошем освещении. Существует два типа зеркальных видоискателей — пентапризма и пентазеркало. Лучший вариант (используемый в более дорогих моделях) — пентапризма.

Почему при разговоре о зеркальных камерах часто говорят «система»?

Потому, что когда у тебя есть даже небольшой парк объективов, менять проще (и дешевле) камеру, а также можно использовать сразу несколько камер с одними и теми же объективами.

На сегодняшний день наиболее популярны следующие системы: Canon, Nikon, Pentax, Sony Alpha/Minolta A, 4/3 (Olympus/Panasonic).

Несколько общих слов, применимых к любым камерам конкретной системы:
Существует два основных типа оптической стабилизации: на основе сдвига матрицы (Pentax, Sony, Olympus) и на основе сдвига линз в объективе (Canon, Nikon). По эффективности системы примерно равны, а вот по цене и удобству, увы. Во-первых, владельцы Pentax, Sony и Olympus могут устанавливать на свои камеры любые объективы (хоть советские резьбовые через переходник) и получать стабилизированное изображение, тогда как владельцы Canon и Nikon для получения функции стабилизации вынуждены покупать более сложные и тяжелые объективы с системой стабилизации. Во-вторых, цена этих объективов, естественно, другая. Ну а в-третьих, некоторые объективы сделать стабилизированными практически невозможно (например, классический планар 50 1.4), или в комплект придется давать тележку, грузчиков и стоить он будет как яхта. Почему Canon и Nikon до сих пор придерживаются именно такой системы? Главным образом, потому что так было сделано еще в «пленочные» времена, а также потому что «и так покупают».

Объективы для разных систем несовместимы, но иногда объектив одной системы можно установить на камеру другой через переходник (в этом случае автофокус работать не будет). Также существуют сторонние компании, выпускающие объективы под разные системы (например, Tokina, Sigma, Tamron и др.).

Корпус из металла лучше?

Не стоит обращать внимания на то, из какого материала сделан корпус. Во-первых, пластик — это общее название и надо говорить о конкретном типе пластика. Например, армированный поликарбонат часто даже превосходит по надежности корпуса из сплавов. Во-вторых, при падении камеры пластиковый корпус демпфирует удар лучше металлического и больше шансов сохранить камеру работоспособной.

Объективная стоимость объективов

Если вы серьезно решили заниматься фотографией, стоит учитывать не стоимость стартового комплекта (камера + китовый объектив), а стоимость системы в целом. Если рассматривать оптику примерно одного качества, то самыми дорогими системами будут Canon, Nikon и Sony. Первые две компании по причине «раскрученности» брендов, а также потому, что система стабилизации изображения в этих системах встроена в объектив, что существенно повышает сложность и стоимость объективов. Объективы Sony же дороги, потому что это Sony. Like no other. Для системы 4/3 объективы выпускают сразу два производителя — Olympus и Panasonic. Стоит отметить, что у Olympus одни из самых лучших китовых объективов. Наиболее сбалансированной по цене сегодня является система Pentax. Столь качественной оптики по приемлемым ценам в других системах, увы, не найти. Например, Pentax SMC DA 16-45mm f/4ED AL в Москве можно приобрести за цену около 11 000 рублей. Для сравнения подобный объектив от Canon — Canon EF 17-40 f/4L USM стоит около 25 000 рублей, да еще и лишен стабилизатора!

Важны ли мегапиксели?

Важны. Чем больше разрешение матрицы, тем более детальное фото можно получить. Правда, только теоретически, так как на конечный результат влияет далеко не только матрица. Существует такая характеристика, как «разрешение объектива». Измеряется она, как правило, в линиях на дюйм, но для простоты понимания, будем условно говорить о тех же мегапикселях. Так вот, объектив типичной компактной фотокамеры до 10 000 рублей способен «разрешить» не более 5 Мп, а «китовый» (идущий в комплекте) объектив любительских «зеркалок» не более 10. Когда же на «карманные» модели ставят матрицы по 12 Мп, это влияет лишь на занимаемое место на жестком диске, а также повышает шумы картинки.

Что такое «рабочая ISO»?

ISO — значение светочувствительности. Чем больше ISO, тем короче можно поставить выдержку, тем самым избежав «шевеленки». Рабочая ISO — понятие субъективное, используется для определения максимального значения, при котором шумы не сильно портят кадр. Не путайте «максимальную ISO» с «максимально рабочей ISO».

Что такое «кроп-фактор» и на что он влияет?

Этот термин появился уже в эпоху цифровых фотоаппаратов и означает отношение размера пленочного 35 мм кадра к размеру матрицы. То есть, если указано, что кроп-фактор матрицы 2 — это означает, что матрица по размеру в 2 раза меньше пленочного кадра. Кроп-фактор влияет на фокусное расстояние объективов, так как изображение проекцируется на меньшую площадь. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм при кроп-факторе станет 100 мм. Фокусное расстояние всех объективов указывается для полного кадра! Также меньший размер матрицы предъявляет повышенные требования к объективу, так как изображение необходимо «получать» с меньшей по площади части линз. Это свойство заставило производителей выпускать обновленные версии объективов с повышенной резкостью и разрешающей способностью.

В системах Canon, Nikon, Pentax и Sony кроп-фактор может быть разным (в основном 1.5, в топовых моделях 1 или 1.3, Olympus и Panasonic используют только матрицы кроп-фактора 2.

Почему «фиксы» лучше «зумов»?

«Фиксы» — сленговое название объективов с постоянным фокусным расстоянием (от Fix). «Зумы» — с переменным (от Zoom). Проще говоря, «зумом» можно сделать ближе-дальше, а «фиксом» — нет. Несмотря на то, что «зумы» удобнее, законы оптики не позволяют сделать универсальный объектив, обладающий такими же качествами, что и объективы с постоянным фокусным расстоянием. У «зумов» зачастую больше искажения, меньше светосила, меньше разрешение. Нужна ли вам зеркальная камера?
Нужна, если:

  1. Вы с детства бегали с Зенитом.
  2. Вы четко понимаете принцип, как получается фотография как таковая, слова выдержка и диафрагма вас не пугают, либо вы искренне хотите понять, что и как происходит в этой коробочке.
  3. Вы будете снимать не только застолья, вечеринки, торжества, а реализовывать творческие задумки, импровизировать.

Не нужна, если:

  1. Вы хотите снимать в автоматическом режиме.
  2. В путешествиях вы любите делать кадры «я и башня, все резко», «я сидел на пушке наполеона», «я укусил якорь, времен первой мировой».
  3. Вы не желаете разбираться, что такое выдержка, диафрагма, светочувствительность, глубина резкости и др.

С автором не раз происходили случаи, когда люди приходили советоваться, после чего покупали «зеркалки», а через некоторый период времени приходили, чуть ли не с личной обидой, что у них не получается «как у тебя». При этом они даже не знали, что такое диафрагма и на что она влияет. Зеркальная камера не нужна пользователю, желающему поставить на камере «авто» и нажимать на «гашетку»!

Влияние надписи

Часто можно услышать, что человек купил себе «профессиональный фотоаппарат». Когда же начинаешь узнавать чуть больше, то выясняется, что этот «профессиональный фотоаппарат», к примеру, Nikon D60 или Canon 500D. Однако стоит понимать, что у профессиональной Nikon D3X и Nikon D60 общего примерно как у Mercedes S class и Mercedes A class, а то и меньше. Покупать дешевую камеру «на вырост» только потому, что «есть куда расти» — неосмотрительно, так как, во-первых, вам вполне может хватить возможностей хорошей любительской модели, а во-вторых, стоимость владения такой системой может быть существенно выше, нежели у конкурирующей системы.

Итак, если же вы для себя твердо решили, что зеркальная камера вам нужна, перейдем к конкретике, то есть к самим камерам и объективам, а точнее «системам».

Типы комплектации

Китом (kit) называется объектив, идущий в комплекте с камерой. Body (или «тушка») — только камера, без объектива. Kit (кит) — с одним объективом. Double kit — с двумя объективами.

Начальный уровень

Canon EOS 1000D, Nikon D60, Nikon D3000, Sony A200, Sony A230, Sony A330, Olympus E-420, Olympus E-450.

Canon EOS 1000D может привлечь, начинающего поклонника японской марки. Управление на уровне «мыльниц», маленький и темный видоискатель, шумная матрица, дешевый пластик корпуса, далеко не самый качественный китовый объектив. Nikon D3000 — обновленная версия Nikon D60. Управление несколько лучше, нежели у конкурента от Canon, но также имеет серьезные ограничения по функциональности и также шумную матрицу. Новые модели Sony A230 и Sony A330 отличаются только наличием у старшей модели откидного экрана. Камеры стали еще более похожими на «мыльницы» по управлению и стали более компактными. Лучшим выбором станет Sony A200 — камера, еще напоминающая Minolta — удобное управление, светлый для своего класса видоискатель, хороший корпус. Очень хороши недорогие модели Olympus E-420 и Olympus E-450: богатая функциональность, множество гибких настроек, качественный объектив в комплекте, удобное управление и небольшой размер. Минус лишь в отсутствии стабилизатора.

Советую: Olympus E-450, Sony A200.

Любительский класс

Canon EOS 500D, Nikon D90, Nikon D5000, Sony A380, Sony A500, Sony A550, Olympus E-620, Olympus E-520, Pentax K-X, Pentax K-M, Pentax K200D. О камере Canon можно сказать: «слабый» китовый объектив (хоть, уже и со стабилизатором), видоискатель маленький и темный, управление напоминает «мыльницы».

Nikon D5000, интересен откидным экраном для кадрирования в режиме LiveView. Nikon D90 — хорошая любительская камера, если бы не высокая цена. Впрочем, в модели есть и признаки камер более высокого класса (2 колеса управления, пентапризма). Sony пошла странным путем — обычно, производитель выпускает камеру более высокого класса, а потом более дешевые с ограничением функциональности, а Sony пошла от обратного: Sony A380 и Sony A500 — это чуть более насыщенные версии Sony A330. Эта серия скорее «мыльницы» с зеркалом, нежели полноценная «зеркалка» для творчества. Olympus E-520 и Olympus E-620 традиционно для этого производителя богато оснащены функционально, гибко настраиваемы и недороги. Pentax K-X — это обновленная версия Pentax K-M с улучшенным автофокусом, новой матрицей, удачно реализованным режимом LiveView.

Особенностью этих моделей является питание от 4 элементов типа AA. C одной стороны это менее удобно, так как необходимо дополнительно покупать зарядное устройство и аккумуляторы. С другой — это удачный походный вариант, так как «пальчиковые» батарейки продаются везде. Этим же свойством обладает Pentax K200D, которую еще можно найти в продаже. Интересна она тем, что обладает пыле-влагозащитой и ей можно пользоваться, например, под дождем.

Советую: Olympus E-620, стоит обратить внимание на Canon 40D, который по цене уже близок к любительскому классу.

Полупро класс

Canon EOS 40D, Canon EOS 50D, Canon EOS 7D, Nikon D300, Nikon D300S, Sony A700, Pentax K20D, Pentax K-7, Samsung GX-20, Olympus E-30, Olympus E-3.

Canon EOS 50D — обновленная версия Canon EOS 40D, однако даже поклонники марки отмечают более шумную матрицу. Учитывая существенно возросшую цену, стоит остановиться на 40-ке. Canon EOS 7D получилась вообще странной: несмотря на всего одну цифру в названии модели, фактически это развитие линейки 40D, 50D. Хороший корпус, светлый видоискатель, но безумные 18 Мп при кропфакторе 1.6 дали о себе знать высокими шумами при ISO больше 400. Nikon D300S — развитие Nikon D300. Добавлена видеосъемка и другие новшества. Хорошая репортерская камера, если есть много денег на дорогие «Никкоры».

Olympus E-30 и Olympus E-3 по нашей классификации попали в одну категорию, несмотря на их различное позиционирование производителем. Хорошие камеры, но не за те деньги, которые за них просят. А вот на Samsung GX-20 и Pentax K20D стоит обратить внимание. По сути это одна и та же модель (Samsung GX-20 немного доработана корейской компанией). К большому сожалению, Samsung последнее время мало уделяет внимания «зеркальному» направлению, а зря.

Samsung GX-20 — одно из лучших предложений на рынке в полупрофессиональном классе. Матрица с рабочими ISO 1600, прекрасный пыле-влагозащищенный корпус с удобным управлением. А учитывая, что модель еще и дешевле конкурентов… Pentax K-7 также крайне интересная модель и недаром о ней много говорят последнее время. Модель выполнена в компактном корпусе из магниевого сплава, оба объектива из комплекта имеют пыле-влагозащиту. Сегодня это лучшая камера для путешественников, кому требуется серьезная всепогодная камера.

Советую: Pentax K-7, Samsung GX-20, Canon 40D.

Полнокадровые полупрофессиональные модели

Canon 5D mark II, Nikon D700, Sony
A900, Sony A850. Из камер с полноразмерной матрицей стоит обратить внимание на Nikon D700, если вам требуется репортажная быстрая камера с высокой рабочей светочувствительностью. Отличная эргономика и управление, уверенный и быстрый автофокус, большой и светлый видоискатель. Если же работа будет происходить преимущественно в студии, рекомендуем обратить внимание на Sony A850, которая сохранила достоинства топовой Sony A900, при этом добавив одно важное — более доступную цену.

Советую: Nikon D700.

Вместо резюме

При выборе «зеркалки» не стоит смотреть на бренд — откровенно плохих камер сегодня не делает никто. При нынешнем разнообразии выбрать себе DSLR камеру не так и сложно. Главное определиться с точной целью — для чего именно вам нужна зеркальная камера?